Утверждение церковного культа Пресвятой Девы произошло в первой половине V века, а последовательное развитие ее иконографии было связано с искусством Византии, начиная с IX столетия. Здесь, еще до разделения церквей на православную и католическую, сложились устойчивые типы изображения Богородицы и художественная традиция. Впоследствии многовековое византийское наследие в равной мере обогатило искусство Западной Европы, с одной стороны, и художественную культуру стран Восточно-христианского мира, включая Россию, с другой.
Запад и Восток – эти две линии развития искусства, существовавшие под влиянием различных культурно-исторических и художественных обстоятельств, были тесно связаны: они имели общий корень и принадлежали единому христианскому миру. Интерес к взаимному художественному контакту был таким же сильным, как желание закрепить свою собственную идентичность в каждом из регионов. Обмены иконографическими схемами, техниками, стилевыми приемами по направлениям Восток-Запад и Запад-Восток происходили постоянно. Это хорошо видно на примере трактовок образа Богоматери и сцен из ее жизни.
Сравнить два мира и предоставить зрителю возможность найти параллели в представлении Марии в различных художественных школах, а также увидеть ценность и целостность каждой из традиций – цель выставки.
В экспозиции представлено более 70 произведений, среди которых около 50 русских икон Нового времени (храмовых, чиновых, аналойных), а также порядка двух с половиной десятков картин мастеров Западной Европы северной и итальянской школы XV–XVII веков: Франческо Франчи, Орацио Самаккини, Доменико Пулиго и других. Все произведения предоставлены для выставки из коллекции Музея русского и европейского изобразительного искусства.
Выставка «Образ Богоматери в русской и европейской живописи XV–XX веков»
Утверждение церковного культа Пресвятой Девы произошло в первой половине V века, а последовательное развитие ее иконографии было связано с искусством Византии, начиная с IX столетия. Здесь, еще до разделения церквей на православную и католическую, сложились устойчивые типы изображения Богородицы и художественная традиция. Впоследствии многовековое византийское наследие в равной мере обогатило искусство Западной Европы, с одной стороны, и художественную культуру стран Восточно-христианского мира, включая Россию, с другой.
Запад и Восток – эти две линии развития искусства, существовавшие под влиянием различных культурно-исторических и художественных обстоятельств, были тесно связаны: они имели общий корень и принадлежали единому христианскому миру. Интерес к взаимному художественному контакту был таким же сильным, как желание закрепить свою собственную идентичность в каждом из регионов. Обмены иконографическими схемами, техниками, стилевыми приемами по направлениям Восток-Запад и Запад-Восток происходили постоянно. Это хорошо видно на примере трактовок образа Богоматери и сцен из ее жизни.
Сравнить два мира и предоставить зрителю возможность найти параллели в представлении Марии в различных художественных школах, а также увидеть ценность и целостность каждой из традиций – цель выставки.
В экспозиции представлено более 70 произведений, среди которых около 50 русских икон Нового времени (храмовых, чиновых, аналойных), а также порядка двух с половиной десятков...
Другие выставки
с 02 февраля 2023 по 23 апреля 2023
Выставка «Царица Небесная. Образ Богоматери в русской и европейской живописи XV–начала XX»
с 09 июня 2023 по 17 сентября 2023
Выставка «Узоры декоративно-прикладного и ювелирного искусства России»
с 09 июня 2023 по 17 сентября 2023
Выставка «Небесные покровители Земли Русской»
с 21 декабря 2023 по 24 апреля 2024
Выставка «Великолепная эпоха натюрморта. Европейская живопись XVII – XVIII веков»